Обсуждение.


   Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. 
   Современный урок, его цели, содержание и организация определяются целым рядом объективных и субъективных факторов различного уровня. К объективным факторам относятся: социокультурные, геополитические, экономические условия в стране и регионе; государственный (образовательные стандарты и программы) и социальные (современные педагогические подходы) заказы; рекомендуемые УМК и др. Среди субъективных факторов, определяемых самим педагогом, можно выделить: выбор педагогической концепции, отбор и конструирование содержания, выбор образовательных технологий, определение индивидуального стиля преподавания и др.
   Что влияет на «современность» урока? Мастерство педагога? Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения? Вообще, каким он должен быть? Можно перечислять до бесконечности. И прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том «как надо», попробуем ответить на вопросы: «Какой он, современный урок в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?» 
   Мы предлагаем вам обсудить на форуме особенности современного урока. А чтобы обсуждение шло в одном русле, предлагем "опорные" вопросы:
- Какие объективные факторы влияют в настоящее время на подготовку урока?
- Какие современные подходы и педагогические концепции должны найти отражение в современном уроке?
- В чем отличие современного урока от традиционного? Как сочетать традиции и требования времени?
- Должны ли измениться подходы к определению целей и задач современного урока?
- Как в современном уроке должно отразиться обновление содержания учебного предмета?
- Какими принципами должен руководствоваться учитель при выборе педагогических технологий для проведения урока?
- Как должна измениться система оценивания достижений учащихся на уроке?
- Должен ли поменяться формат домашнего задания?

Уважаемые коллеги, настройки выполнены таким образом, что комментарий может писать участник, не имеющий google-аккаунта (в этом случае нужно выбрать подпись пользователя "Анонимный", инструкция по работе с блогом).
Просьба подписывать комментарий (ФИО, ОУ).



42 комментария:

  1. "Ум часто смешивают со знанием. Это глубокое недоразумение. Ум — это не только знание, но и умение пользоваться знанием как следует". Ключевский Василий Осипович (1841—1911), русский историк.

    Обучение (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.(Материал из Википедии).
    Исходя из вышеизложенного можно утвердительно указать основные, то есть ключевые составляющие урока:
    1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, доступные, а главное диагностируемые обучающие, воспитывающие и развивающие задачи и цель урока.
    2. Мотивация. Сейчас одним волевым воздействием на детей мало что достигнешь (время другое, дети другие, а задача осталась прежней), поэтому учителю необходимо вызвать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата, чтоб достичь положительного результата.
    3. Значимость. А это значит, что учитель должен показать возможность применения получаемых знаний и умений в практической деятельности школьников.
    4. Дифференцированный отбор. Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым обучающимся. На уроке должны быть качественно отработаны знания, определенные образовательным стандартом.Но при этом не забывать развивать способности, умения детей с более высоким уровнем интеллекта при выполнении задач.

    ОтветитьУдалить
  2. 5. Интегративность знаний. Межпредметная связь.
    Отработка общеучебных умений и навыков, применение их в новой, незнакомой ситуации, задаче, в результате чего образуются новые знания, понимание целостности.
    6. Задача -деятельность - итог - контроль.
    Каждый этап урока должен быть построен по схеме:задача(ставится учителем -элементы проблемного изложения материала) – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения.Это возможно только при использовании современных средств, методов и форм обучения,учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.Особое внимание на применение групповых форм обучения, т.к. эта форма позволяет развивать речь детей в диалоге, полилоге(что в наше время очень проблематично), умение слышать, слушать, анализировать, сравнивать,выбирать, брать ответственность.
    7. Подведение итогов.Гибкость.
    Очень важно подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом его этапе. Выполнение любой учебной задачи должно контролироваться учителем с целью обеспечения усвоения запланированного объема материала каждым обучающимся. Это позволить учителю гибко варьировать элементами урока для преодоления возникших трудностей.
    8. Самостоятельность.
    Наличие на уроке (различного типа)блока самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе работы с различными источниками информации.
    9. Оценка.
    Качественная положительная оценка деятельности обучающихся. Оценка может быть не только отметкой,поставленной в классный журнал, но словесная оценка деятельности. Важно отметить каждый успех, продвижение, пусть даже в малом - способствует формированию положительной учебной мотивации.
    10.Рефлексия.
    Осознание себя, своих достижениях (что удалось, не удалось, попробовал, ...), возможностей (раскрытых, реализованных, не раскрытых, и т.д.) в процессе своей учебной деятельности на уроке в целом, в сравнении.
    11. Вариативность.
    Вариативность и дифференцирование домашнего задания с применением элемента творчества.Подразумевается возможность выбора заданий для отработки, развития тех или иных умений для детей с разным уровнем мышления, способности.
    12. Комфорт.
    Если у учителя и школьников доверительные, уважительные, деловые отношения, то это способствует созданию психологической комфортной атмосферы на уроке. Очень важно, когда ребёнок идёт на урок с желанием, без страха и упрёка.
    Что бы в современных условиях провести хороший урок, нужно пройти долгий путь к его подготовке.
    Вершиной мастерства учителя является выстроенный им урок так, что на нём учитель выступает в роли дирижёра, он только направляет, а всю работу выполняют обучающиеся (с чувством открытия достигнутых результатов).
    Уважаемые коллеги, я желаю вам быть дирижёрами своих учеников, своей жизни. Удачи и Успехов вам в нелёгком, но благородном деле, обучении подрастающего поколения.
    С уважением --Наталья Владимировна.

    ОтветитьУдалить
  3. Маликова Г.Н. МБОУ ЧСОШ №2
    Какие объективные факторы влияют в настоящее время на подготовку урока?
    Объективные факторы, влияющие на подготовку учителя к уроку могут быть положительные и отрицательные. Я считаю, что на подготовку урока влияют:
    - Мотвация учителя к творческой деятельности;
    - загруженность учителя (причём не только часовая, но и различные отчёты, участие в конкурсах, дополнительные занятия с учащимися, также личные и бытовые проблемы);
    - здоровье учителя, (о котором много говорят, но не принято его учитывать);
    - мотивация учеников (в классе, где дети хотят интересно учиться, учитель, несмотря ни на что, интересно работает!)

    Какие современные подходы и педагогические концепции должны найти отражение в современном уроке?
    При разработке уроков учитель должен применять деятельностный и компетентностный подходы. Учитель должен научить учащегося в ходе деятельности на уроке применять свои знания, умения на практике, в жизненных ситуациях.
    В чем отличие современного урока от традиционного? Как сочетать традиции и требования времени?
    В традиционном уроке знания давались в готовом виде, а сейчас учащиеся сами должны открывать знания. На современном уроке учитель выступает в роли консультанта, тьютора; целеполагание осуществляется совместно с учащимися; большая часть урока отводится на коллективную и групповую деятельность; урок должен быть личностно-ориентированный. На уроке ученик должен вовлекаться в исследования и делать "маленькие открытия".

    Должны ли измениться подходы к определению целей и задач современного урока?
    С введением ФГОС НОО изменилась главная цель образования. В связи с этим изменяются подходы к постановке цели урока. Учитель должен "подвести" ребёнка к определению цели и постановке задач урока (целеполагание).

    Как в современном уроке должно отразиться обновление содержания учебного предмета?

    В современном уроке обязательно должно отразиться обновление содержания, необходимо использовать современные приемы инновационных технологий., использовать проектную деятельность.

    Какими принципами должен руководствоваться учитель при выборе педагогических технологий для проведения урока?
    Главная задача учителя – вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание к дальнейшему изучению предмета. Принцип доступности,систематичности,современности.

    Как должна измениться система оценивания достижений учащихся на уроке

    Я думаю, что современная система оценивания не позволяет объективно оценить достижения учащихся. Необходимо, чтобы система оценивания стимулировала деятельность учащихся, давала возможность каждому увидеть свои достижения в сравнениии,отражала текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда. В таком случае даже "слабый" ученик почувствует стимул в обучении. Много хорошего читала об использовании рейтинговой системы оценивания. Думаю, что основные ее принципы позволят решить многие современные проблемы в оценивании.

    Должен ли поменяться формат домашнего задания?

    Да, формат домашних заданий должен поменяться. На самом деле учащиеся сильно перегружены, особенно выпускные классы. Нехватка времени на выполнение домашних заданий, трудность дом.заданий (порой дети самостоятельно и выполнить их не могут) в целом приводят к ухудшению состояния здоровья учащихся: психологического, эмоционального состояния и тд. Из-за загруженности наши выпускники вынуждены выбирать только те предметы, которые необходимы им для сдачи ЕГЭ, другие же предметы просто запускают. Если поменяется формат домашних заданий, думаю такого не будет, соответственно и качество знаний наших учащихся будет расти.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Какие объективные факторы влияют в настоящее время на подготовку урока?
      -это собственный стиль учителя, применяемые им технологии, уровень методической компетентности, особенности класса, уровень мотивации отдельных детей и т.д.
      Какие современные подходы и педагогические концепции должны найти отражение в современном уроке?
      -Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
      В чем отличие современного урока от традиционного? Как сочетать традиции и требования времени?
      -Меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования-это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Современный урок- это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
      -Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание.

      Должны ли измениться подходы к определению целей и задач современного урока?
      -Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой, её можно отождествить с результатом урока- приобретением УУД учащихся ( способность к действию, способность применять знания, способность реализовывать собственные проекты, способность социального действия). К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
      Как в современном уроке должно отразиться обновление содержания учебного предмета?
      -Урок должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в измененной по сравнению с изученной ситуацией. Часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска решения поисковых задач. Необходимо определить, с какими предстоящими проблемами и перспективами, связанными с данной темой, целесообразно ознакомить учащихся.
      Какими принципами должен руководствоваться учитель при выборе педагогических технологий для проведения урока?
      -Принципы педагогической техники: свобода выбора, открытость, деятельность,обратная связь.
      Как должна измениться система оценивания достижений учащихся на уроке?
      - Главное, чтобы ребёнок усвоил базовый уровень знаний и смог ими пользоваться и применять на практике.
      Должен ли поменяться формат домашнего задания?
      -Да.Надо учитывать индивидуальные особенности и способности учащихся.


      Удалить
    2. Айтенбекова Д.Л. МБОУ Щегловская СОШ им.Н.А.Макаша СП Васильевская школа
      В чем отличие современного урока от традиционного? Как сочетать традиции и требования времени?
      На современном уроке учитель выступает в роли консультанта, тьютора; целеполагание осуществляется совместно с учащимися; большая часть урока отводится на коллективную и групповую деятельность; урок должен быть личностно-ориентированный. На уроке ученик должен вовлекаться в исследования и делать "маленькие открытия".
      Должны ли измениться подходы к определению целей и задач современного урока?
      Цели и задачи современного урока должны быть связаны единой цепочкой. Учащиеся формулируют их в начале урока, а в конце урока подтверждают, достиг ли цели урок и чему они научились рефлексией. Этого следует придерживаться на каждом уроке, учить детей мыслить и задумываться, для чего он сегодня будет изучать данную тему. В современных условиях обучения, необходимо учитывать практическую направленность при подаче материала урока, соответственно это должно отражаться в целях урока.
      Как в современном уроке должно отразиться обновление содержания учебного предмета?
      Обновление содержания учебных предметов, естественно, должно отразиться в современном уроке. Во-первых, должно быть включено больше заданий, направленных на самопоиск учащихся. А раз увеличивается доля самостоятельности учащихся, то расширяются и рамки каждой учебной темы. Во-вторых, я думаю, должно быть больше наглядности (таблиц, схем) и красочных примеров из жизни, способствующих более быстрому усвоению информации и запоминанию. Также учебный материал и задания должны будут направлены на решение проблем, с которыми учащиеся сталкиваются вне школы. На уроках должны решаться проблемные вопросы практического направления.
      Какими принципами должен руководствоваться учитель при выборе педагогических технологий для проведения урока?
      На своих уроках применяю разные технологии. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов. Наиболее часто в своей практике использую технологии на основе активизации деятельности учащихся: игровые технологии, технологии современного проектного обучения, а также информационные технологии. Но всегда стараюсь придерживаться основного принципа в работе учителя - "Не навреди"! К основным принципам отношу также принцип доступности. Урок должен развивать и обогащать знания учащихся, учить использованию полученных знаний в разных жизненных ситуациях помимо урока.
      Как должна измениться система оценивания достижений учащихся на уроке?
      Существующая система оценивания достижений учащихся на уроке не дает возможности оценивать "слабых" учеников, у которых наблюдается пусть небольшой, но успех. Поэтому необходимо изменить систему оценивания на 10 бальную чтобы был шире "коридор" для поощрения достижений и улучшения мониторинга.
      Должен ли поменяться формат домашнего задания?
      Я присоединяюсь к мнению коллег, что формат домашних заданий должен поменяться. Домашнее задание должно быть меньшим по объему, так как большую часть информации дети должны получить на уроке. Задания должны быть интересными и посильными, т.е. выполняться без помощи взрослого.









      Удалить
  4. Комментарий Анонимного от 26 февраля - это комментарий МО ЧСОШ №1.
    Коллеги, если у Вас нет google - аккаунта и вы выбираете подпись "Анонимный" , подписывайте комментарий.

    ОтветитьУдалить
  5. Какие объективные факторы влияют в настоящее время на подготовку урока?
    На подготовку современного урока влияют следующие объективные факторы:
    положительные:
    -наличие информационных средств;
    -доступность к интернет-ресурсам;
    отрицательные:
    -разнопрофильная нагрузка учителя в малокомплектных школах;
    -малая наполняемость классов.
    Какие современные подходы и педагогические концепции должны найти отражение в современном уроке?
    В современной школе важнейшей задачей обучения становится уже не передача знаний, а приобретение умений, позволяющих самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения технологий, которые формировали и развивали у учащихся способность учиться творчески и самостоятельно. Одним из вариантов такого обучения являются методики, ориентированные на действия, а именно деятельностный подход.
    В чем отличие современного урока от традиционного? Как сочетать традиции и требования времени?
    отличается по способу передачи знаний и по характеру взаимоотношений:
    По способу передачи знаний: объяснительно – иллюстративный и репродуктивные методы в традиционном уроке - деятельностные методы: проблемный, частично-поисковый и исследовательский в современном уроке.
    По характеру взаимоотношений: субъектно-объектный в традиционной системе, субъектно-субъектный, партнерство, равноправие – в требованиях к современному уроку.
    Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
    Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть ребёнка нужно побудить к мыслительной деятельности, и планированию действий.
    Должны ли измениться подходы к определению целей и задач современного урока?
    Цели и задачи современного урока должны быть связаны единой цепочкой. Учащиеся формулируют их в начале урока, а в конце урока подтверждают, достиг ли цели урок и чему они научились рефлексией. Этого следует придерживаться на каждом уроке, учить детей мыслить и задумываться, для чего он сегодня будет изучать данную тему.
    Как в современном уроке должно отразиться обновление содержания учебного предмета?
    должно быть включено больше заданий, направленных на самопоиск учащихся.А раз увеличивается доля самостоятельности учащихся, то расширяются и рамки каждой учебной темы.
    Какими принципами должен руководствоваться учитель при выборе педагогических технологий для проведения урока?
    При выборе педагогических технологий учитель руководствуется такими принципами как научность, доступность, особенностями психолого-педагогических особенностей учащихся, практической направленности изучаемого материала.
    Как должна измениться система оценивания достижений учащихся на уроке?
    Должен ли поменяться формат домашнего задания?
    На уроке должно быть самооценивание, исходя из достигнутых целей урока.
    Формат домашнего задания должен быть дифференцированным.

    ОтветитьУдалить
  6. Современный урок– какой он?
    «Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню. Дай мне попробовать, и я научусь»
    Современный урок должен строиться на том, что известные теоретические подходы к его созданию будут использованы таким образом, что позволит учителю рационализировать сам процесс обучения, решить эффективно образовательные задачи.
    Какие объективные факторы влияют в настоящее время на подготовку урока?
    1.Наличие современных УМК;
    2.Оснащение кабинета;
    3.Доступность сети Интернет;
    4.Особенности класса;
    5.Мотивация;
    Какие современные подходы и педагогические концепции должны найти отражение в современном уроке?
    1.Индивидуальный подход ;
    2.Интерес;
    3.Сознательное обучение;
    4.Взаимоотношения в системе «учитель – ученик»;
    5.Умение учиться ;
    В чем отличие современного урока от традиционного? Как сочетать традиции и требования времени?
    1.Предметное содержание;
    2.Формат общей культуры;
    3.Общения на принципах гуманизма;
    4.Направлять деятельность учеников;
    5.Саморазвитие и самосовершенствование;

    Должны ли измениться подходы к определению целей и задач современного урока?

    1.Обучение;
    2.Воспитание;
    3.Развитие;
    4.Социализация личности;
    5.Практическая деятельность;
    Как в современном уроке должно отразиться обновление содержания учебного предмета?
    1.Самопоиск;
    2.Таблицы, схемы;
    3.Примеры из жизни;
    4.Проектная деятельность;
    5.Личностно-практическая направленность;
    Какими принципами должен руководствоваться учитель при выборе педагогических технологий для проведения урока?
    Принцип"Не навреди";
    Доступность;
    Систематичность;
    Современность;
    Необходимость применения в жизненных ситуациях;
    Как должна измениться система оценивания достижений учащихся на уроке?
    Обоснованность ;
    Гласность;
    Открытость;
    Наглядность ;
    Объективность;

    Должен ли поменяться формат домашнего задания?
    Дифференцированный подход ;
    Творчество;
    Наблюдения;
    Исследования;
    Практическая направленность;


    Михайлина Анна Алексеевна
    МБОУ Песчаноозерная СОШ

    ОтветитьУдалить
  7. Уважаемые коллеги, уточнение. Можно вступать в дискуссию с коллегами, добавляя, уточняя, высказывая свое мнение по тем пунктам, которые отражены в их комментариях. Для этого нажмите кнопочку к тому комментарию, на который Вы хотите ответить или поместите комментарий в рамку к странице.

    ОтветитьУдалить
  8. В чем отличие современного урока от традиционного? Как сочетать традиции и требования времени?
    Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения, решает комплекс задач. Используют как объяснительно – иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссии, разнообразные записи, мультимедийные курсы, интернет – технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы с учащимися: групповая, фронтальная, парная, звеньевая, индивидуальная.
    На таких уроках создаются большие возможности для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала, создаются условия для полного развития личности учащегося.


    МБОУ Красносельская СОШ

    ОтветитьУдалить
  9. На подготовку современного урока влияют следующие факторы:
    а)положительные:
    - наличие информационных средств;
    -доступность к интернет ресурсам;
    б)отрицательные:
    -разнопрофильная нагрузка учителя в малокомплектных школах;
    - малая наполняемость классов.
    Современные подходы к современному уроку.
    Первый подход – интерес, мотивация.
    Второй подход – сознательное обучение.
    Третий подход – взаимоотношения в системе «учитель – ученик».
    Четвертый подход - учет индивидуальных особенностей ученика
    Любой актуальный урок, интересно проведенный, заставивший учащихся задуматься, практически направленный и побудивший к действиям, СОВРЕМЕНЕН!


    В отличие от традиционного современный урок дает возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг - помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке.
    Я думаю, что урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях; темп и ритм урока должен быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными; необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке.
    Главная задача учителя – вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание к дальнейшему изучению предмета. Принцип доступности,систематичности,современности.

    Наумова Людмила Ивановна. МБОУ Блюдчанская СОШ

    ОтветитьУдалить
  10. Должен ли поменяться формат домашнего задания?
    Да, должен! При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Для слабых учащихся объём домашнего задания должен быть маленьким, в пределах допустимых учебных норм. Домашнее задание сильным ученикам может включать в себя больший объём с использованием самостоятельного поиска дополнительного материала и творчества детей. Эта работа может предусматривать подготовку сообщений, рефератов, презентаций, поделок, фотовыставок, сбора информации и так далее. Такая учебная деятельность поможет углубленному изучению учебного материала сильными учениками. Но возникает вопрос о целесообразности предоставления полной свободы учащимся в выборе формы домашнего задания. Учитель должен предложить учащимся альтернативные дифференцированные виды работы. В противном случае слабые учащиеся вообще перестанут выполнять домашние задания, отговариваясь тем, что ничего не выбрали, либо будут выбирать заведомо лёгкие однотипные задания.
    Интересно, что анализ результатов международных исследований качества образования показывают, что 97% российских учителей задают домашнее задание на каждом, или почти каждом уроке. Средний международный процент таких учителей составляет 43%. В Японии - 5% таких учителей (практически во всех исследованиях Япония занимает лидирующие места). Поэтому возникает вопрос: "Почему такие высокие показатели качества образования и при этом домашнее задание не на каждом уроке? Как же так?"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, что не нужно завидовать японским детям.Одна из проблем японских учащихся заключается в том, что у них практически не остается времени на отдых. В Японии считается нормой работать с раннего утра до одиннадцати вечера, это относится не только ко взрослым, но и к детям. Начиная со средней школы, дети в свободное от занятий время посещают «клуб» – разнообразные кружки по выбору: музыкальный, спортивный, по рисованию, эти спецкурсы организованы очень серьезно и занимают у учащихся все свободное время: например, тренировки спортивной секции начинаются с пяти утра до начала занятий, и по окончании уроков продолжаются до позднего вечера. Спецкурсы организованы при школе, занятия идут до девяти-десяти вечера. Когда им делать домашнее задание!?

      Удалить
    2. Я согласна с Вами, Наталья Владимировна. У большинства наших детей проблема не в большой загруженности, а в том, что многие из них не мотивированы на получение прочных знаний. Я работаю в малокомплектной школе. Работа почти индивидуальная с каждым ребенком, а результаты все хуже. Цель пребывания на уроке - как-нибудь получить "троечку". Родители (большая часть из них) заранее настраивают детей на "невозможность" получения дальнейшего образования. А уж выполнение Д/З только если требует учитель... (Картабаева М.И.)

      Удалить
  11. Картабаева М.И. - Аулкошкульская ООШ
    Уважаемые коллеги! Я много думала на тему"Что такое современный урок"... И пришла к такому выводу: уроки большинства моих коллег всегда были современны. Я работаю учителем более двадцати лет, была на многих открытых уроках, и очень часто видела все то, о чём мы говорим сейчас.
    В моих руках книга Ю.К. Бабанского "Методы обучения в современной общеобразовательной школе", 1985 года издания!!!!!! (Думаю,многие знают этого автора). В ней написано и о практических методах обучения, и о проблемно-поисковых методах, и о наглядных методах,...описаны методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
    Учитель грамотный, думающий, поглощенный своей работой, заинтересованный в результатах своего труда,тот, кому не безразличны его ученики, всегда проводит современные уроки, а уж какими методами он этого добивается - это уже второстепенный вопрос.
    В последнее время, появились, с моей точки зрения, тревожные симптомы. Учитель теряется, когда вдруг отключают свет, и он не может воспользоваться проектором и компьютером. Или во вред уроку злоупотребляет различными мулти-. медиа- приложениями. Я думаю, что мы не должны забывать, что не это показатель современного урока, это только ТСО, Их применение должно быть уместно и дозировано. Особенно это касается уроков математики.

    ОтветитьУдалить
  12. Танкибаева У.Г. МБОУ Щегловская СОШ им.Н.А.Макаша СП Васильевская школа.
    Я ознакомилась со всеми комментариями коллег. Согласна, что сегодня есть прекрасная возможность пользоваться и с Интернет-ресурсами, и с информационными ресурсами. Присоединяюсь к мнению Людмилы Ивановны о многопрофильной нагрузке учителя в малокомплектной школе. Во многих школах учителя вынуждены вести по 30 и более часов в неделю. Подготовка к уроку требует от учителя больших физических и умственных усилий. Сумеет ли учитель продемонстрировать на каждом этапе урока свое мастерство, создавать комфорт для своих учеников и быть всегда в хорошем настроении? Я считаю, что в первую очередь нам необходимо решить вопрос объективного характера.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Фёдоровна, я рискну с Вами не согласиться. Современный урок - что это?! Это кратковременный процесс (45 минут), в который вовлечены нынешняя молодёжь, учитель, родители, государство и общество. Понятие "современный урок" ассоциируется с качеством, а качество возможно, в первую очередь, если нагрузка учителя будет разумной (18-24ч., не более, иначе о качестве подготовки можно забыть!). При оптимальной нагрузке (приемлемой зарплате!) у учителя больше времени и желания, как бы это не казалось парадоксально, подготовиться к уроку и прийти на урок к детям не "загнанной лошадью", а с улыбкой и добрым взглядом. Конечно, человеческий фактор и здесь играет важную роль (уровень компетенции, знаний, воспитанности, ...). Если усилия учителя на подготовку урока и усилия затраченные при проведении урока - обратно пропорциональные величины, то это хороший урок!

      Удалить
    2. Наталья Владимировна, я согласна и поддерживаю вас в этом вопросе. Наверное, я не так выразилась. Хотелось бы услышать мнение учителя и по другим обсуждаемым вопросам.

      Удалить
    3. Да, нагрузка у учителя большая. Навряд ли в ближайшее время эта проблема с кадрами разрешится. Это один из немаловажных факторов, влияющих на подготовку урока. Тем не менее, нам придется решать круг задач, очерченный обсуждаемыми вопросами. И ответственность за качество тоже нести учителю. В настоящее время часть учителей не участвует в семинаре, так как у них "нагрузка большая", очень удобно. Может, я несколько категорична. Но, мне кажется так было всегда (и с 18 часами и с 24 часами учитель не вылезает из школы) и так будет всегда. Такая профессия.

      Удалить
    4. Полностью согласна!

      Удалить
  13. Мне кажется, не в нагрузке даже дело. Можно и при 30-часовой нагрузке всё успеть. Должно быть желание участвовать в этих семинарах, конкурсах и подготовить интересный урок. А у нас выходит одни и те же участвуют и выходит всё успевают. У меня 22 часа в неделю(для меня не большая эта нагрузка) я в школе с 8-00 до 17-30, подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и т.д. А на эту страничку приходится заходить так поздно, после всех подготовок к урокам. Действительно, профессия такая, надо всё успевать!
    МБОУ ЧСОШ №2, Маликова Г.Н.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Картабаева М.И. МБОУ Аулкошкульская ООШ
      В этом году у меня нагрузка, которой не каждый может похвастаться, - 39 часов! +консультации+ кл. рук. Но это не мой выбор, вынудили обстоятельства (после I четверти из школы ушла учитель математики). Я не думаю, что качество моих уроков улучшилось, хотя я стараюсь идти в ногу со временем, участвовать во всех мероприятиях. Изучаю опыт коллег. Но вот времени на качественную подготовку не хватает.
      Однако самой большой проблемой, на мой взгляд, является несоответствие материально-технической базы требованиям современного урока. Веду уроки физики - не хватает оборудования ( а иногда и отсутствует) для проведения Л/Р и демонстрационных опытов, Приходится проводить виртуальные опыты, Веду уроки информатики - не хватает компьютеров. На всю школу - один проектор и один экран. Вот и приходится применять компьютер на уроке эпизодически, а не регулярно, как этого требует современный урок.

      Удалить
    2. Мавгиза Исламгаряевна, провокационный вопрос: Можно ли без компьютерной техники провести современный урок? Если нет, то что мы будем делать с введением новых стандартов?

      Удалить
    3. Хороший вопрос, Наталья Фёдоровна, я бы сказала "в точку"! И хотелось бы чтоб на него ответили наши участники нашего проекта.

      Удалить
    4. Картабаева М.И. Я всегда говорю о том, что умелый учитель может провести современный урок используя только мел и доску. Но ведь во всех требованиях к современному уроку существует применение ИКТ. При посещении урока, мне было сделано замечание по этому поводу, и пришлось доказывать, что мой урок соответствует современным требованиям.

      Удалить
  14. Айтенбекова Д.Л..МБОУ Щегловская СОШ СП васильевская школа.
    Для меня применение компьютера не самоцель, а эффективный инструмент развития умений и навыков. Я применяю компьютерные технологии не на каждом уроке, а при введении новой темы или ее завершении (разрабатываю компьютерные уроки), контроле, участии в проектах, тестировании и самотестировании, учебных играх, подготовке дидактических материалов, использовании мультимедийных обучающих программ, внеклассной деятельности, ну и для хранения информации. Мне кажется, что если применять на каждом уроке дети к этому привыкнут, и мы уже не сможем заинтересовать их компьютером (у многих компьютеры есть дома).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Айтенбекова Д.Л. МБОУ Щегловсая СОШ СП Васильевская школа.
      Посмотрела урок учителя Исанышиной Натальи Петровны. Очень понравилось: сам замысел урока, олимпиада в Сочи; начало урока; работа в группах, где дети выполняют задания, распределяя их между собой в зависимости от сложности.

      Удалить
    2. Дина Латыповна, пожалуйста, проголосуйте за урок, который Вам понравился больше.

      Удалить
  15. МО учителей математики, информатики и физики МБОУ Отреченской СОШ
    Должны ли измениться подходы к определению целей и задач современного урока?
    Современный урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе. Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.

    ОтветитьУдалить
  16. Должны ли измениться подходы к определению целей и задач современного урока?
    При подготовке к уроку необходимо четко обозначить тему, и цель и задачи урока.
    Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.
    Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.
    Цель урока определяется:
    o планируемым результатом урока
    o путями реализации этого плана
    Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр.
    Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.
    Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.
    Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.
    Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?" Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.
    Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач - столько и планируемых результатов должно быть.
    На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности.
    ЭОР можно использовать на любом этапе урока, если это целесообразно, позволяет экономить время урока, повышает интерес учащихся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, что одна из проблем - это недопонимания понятия "современный урок". Некоторые считают, что чем больше применил на уроке ЦОР, ЭОР, тем лучше. Это ошибочное представление.Применение ЦОР, ЭОР зависит от ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ! Чтоб не увлечься, лучше на каждом этапе урока ставить 1) цель и от неё отталкиваться, т.е. 2) что я хочу получить (конечный результат этапа), 3) как это сделать и с помощью чего это можно сделать более рационально. Только тогда (когда каждый этап урока продуман) цель приведёт к планируемому результату. Это ли не современный урок!?

      Удалить
  17. Никифорова З.Г12 марта 2014 г. в 09:45

    В свое время я часто бывала на уроках О.И.Прокошенко. Не было технических средств, ЦОРов и ЭОРов. Но какими современными были уроки, а главное-результат.В любом классе -100% и качество выше 50% всегда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Перцева Г.И. Здравствуйте, Зоя Герольдовна! Я часто задаю себе вопросы: "Какой он - современный урок? Каким он должен быть?" Я полностью согласна с вашими рассуждениями. В первый год моей работы мне очень трудно было написать план-конспект урока. Но у меня было, у кого поучиться. Это директор школы, которая так же вела уроки математики. Современный урок, прежде всего, должен быть интересен ученикам. Можно составить прекрасный конспект урока, но желаемого результата не добиться. Убеждена, что сейчас без ИКТ не обойтись. Главное, чтобы сами дети умели этим пользоваться, и учитель прекрасно владел информационными технологиями. А еще, современный урок - это творчество учителя..

      Удалить
  18. « Если мы будем учить сегодня так,
    как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
    Джон Дьюи
    Критерии эффективности современного урока
    Обучение через открытие.
    Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
    Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
    Развитие личности.
    Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
    Демократичность, открытость .
    Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
    Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
    Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.
    Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
    Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
    Если следовать этим критериям, то работы наших конкурсантов не совсем им соответствовали и это наверное нормально, так как мы только на этапе перехода и не в полной мере владеем новыми технологиями. Хочется отметить интересный урок Новиковой Е.А., Исаньшиной Н.П., Лапина Е.В., Михайлиной А.А. и Давыдовой А.Х. Уроки всех коллег были грамотно методически составлены, за исключением мелких недоработок.

    ОтветитьУдалить
  19. Есть уроки интересные, приёмы, методы, материал.
    Но вот " грамотно методически составлены" - я не согласна.
    Так называемые "мелкие недоработки":
    путают задачи воспитательные с развивающими;
    эссе - это не фрагмент научно-популярной лекции на заданную тему, поучающего характера, а индивидуальные впечатления и соображения из личного опыта, "установка на интимную откровенность и разговорную интонацию";
    типологию уроков не знают;
    этапов урока нет (идёт формальное перечисление действий);
    формы работы не знают;
    применение ЦОР по принципу - чем больше, тем лучше;
    цель одна и формулируется с существительного, а задач может быть больше, как правило это воспитательная, обучающая и развивающая, и задачи формулируем с глагола;
    большая часть участников так и не сделала самоанализ урока;
    ошибки грамматические! - их в принципе не должно быть, ведь Вы публично выставляете урок;
    библиографическое описание информационных ресурсов, почти никто, правильно не прописал;
    в рекомендациях было чётко прописано в плане-конспекте какие разделы точно должны быть (и где они?);
    раскрытие содержания этапов урока с методическими комментариями (какие методы, приёмы, средства применяем и зачем, т.е. какую задачу или цель выполняем) и где это?!
    Этот дистанционный семинар не просто конкурс уроков, а прежде всего он несёт обучающий характер. Общаясь в форуме мы высказываемся, ведём виртуальный диалог (с чем-то соглашаемся, с чем-то нет, что-то берём себе на заметку, о чём-то узнаём).
    У нас у всех есть разработки хороших уроков, но нужно ещё уметь его преподнести, грамотно и правильно описать. Вот для этого были сделаны для Вас, уважаемые коллеги, ссылки на информационные страницы сайтов, файлов, чтоб Вы могли ознакомиться как это правильно оформить, как это вообще делается и что можно сделать.
    Я считаю, что участники не совсем добросовестно и ответственно отнеслись к дистанционному семинару (к его требованиям, его плану). Возможно не осознав важности этого семинара.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Картабаева М.И. Аулкошкульская ООШ
      Я согласна с Вами, Наталья Владимировна. Уважаемые коллеги, критерии и рекомендации для того и составляются, чтобы мы им следовали. Лично мне не хватило времени именно на грамотную обработку урока в соответствии с рекомендациями. Именно поэтому я не участвовала в конкурсе, хотя и было такое желание. Мы ведь не привыкли составлять разработку урока в соответствии с приведенными рекомендациями, хотя на курсах Наталья Федоровна учила нас этому. При просмотре конкурсных работ было ощущение, что некоторые наши коллеги даже не смотрели эти рекомендации. Но все-таки хочу сказать огромное спасибо всем кто участвовал в конкурсе.

      Удалить
  20. Семинар был полезен для учителей!
    Но организация семинара и конкурс, мне не понравились. Работали учителя не организованно (не все ). Работа в жюри тоже не организованная. Желание принять участие в других семинарах, скорее всего не возникнет. Оценить работу семинара можно на удовлетворительно. До сих пор нет результатов семинара. Но за семинар спасибо организаторам.

    ОтветитьУдалить
  21. Уважаемый аноним! Укажите, пожалуйста, те моменты в организации семинара, которые требуют доработки и внимания со стороны организаторов. Мы учтем ваши замечания и пожелания на будущее, будем Вам благодарны за это. Вообще, все замечания, вопросы и пожелания пишутся на странице "Общие вопросы". За все время семинара никто ничего там не написал. За организацию участия педагогов в семинаре, и Ваше тоже, отвечают руководители ММО. По таблице участия ММО в семинаре видно, где руководители поработали хорошо. Ждем от Вас конструктивных предложений. И просьба, заполните, пожалуйста, анкету участника (если Вы, конечно, участвовали).
    По итогам, все результаты налицо, Вы можете ознакомиться с работой всех участников семинара. До конца недели была дана возможность педагогам, которые активно участвовали в семинаре, закончить выполнение заданий, чтобы получить сертификат участника семинара. Для жюри были составлены рекомендации по оценке конкурсных работ, определены сроки. Но, не все члены жюри приступили к работе, не все выдержали сроки оценивания работ, аннулированы оценки членов жюри, которые на сегодняшний день не закончили оценивание всех работ. Работа жюри тоже от организаторов не зависит, это дело ответственности каждого. ММО сами предложили состав жюри, поэтому, пусть сами с них спрашивают отчет за работу в жюри.
    С уважением, Власенко Н.Ф.

    ОтветитьУдалить
  22. Очень удивляет равнодушие, нежелание (это тоже не зависит от организаторов семинара) ознакомиться с опытом коллег, представившим свои работы на конкурс (им надо отдать должное за мужество!). За лучший урок проголосовали всего 8 человек.

    ОтветитьУдалить
  23. Я совсем не согласна с выступлением анонима. Сразу хочу сказать большое спасибо организаторам этого дистанционного семинара. Мне понравилось участвовать в семинаре. Я многому научилась, ознакомилась с работами своих коллег. Мне понравился урок Исаньшиной Н.П. Оценить работу семинара я могу только на отлично. А что учителя не активны, организаторы не виноваты. Мы сами не хотим шевелиться. Желание принять участие в семинарах, скорее всего будет. Еще раз спасибо за организацию такого семинара. Наумова Людмила Ивановна МБОУ СОШ СП Черниговская школа.

    ОтветитьУдалить
  24. Спасибо ВСЕМ учителям, которые участвовали в обсуждении, голосовании, в работе ММО по теме семинара, кто предоставил свой урок, его анализ и эссе. Мне никого не хотелось обидеть своими замечаниями по работам учителей. Просто указала на моменты, которых могло бы и не быть, если бы учителя отнеслись к этой работе более серьёзно и ответственно. Нам, с Натальей Фёдоровной, прежде всего хотелось, что бы каждый что-то для себя взял, научился, поделился, увидел, узнал и стал применять в своей практике. А участники открытого урока участвовали бы по принципу "показать себя и посмотреть на других". Мы общаемся друг с другом (временами), но мало (или совсем ничего) знаем о практике друг друга. А ведь каждому из нас есть чем поделиться и научиться. Я бы хотела, что бы каждый участник ещё раз просмотрел свою работу и САМ увидел те недочёты или ошибки о которых я написала раньше (попробуйте сделать так как надо и Вы увидите насколько Ваш урок, Ваша работа преобразится). Учите и учитесь! С уважением и добрыми пожеланиями.
    Р.S. У нас не 1937 год!

    ОтветитьУдалить
  25. Огромное спасибо организаторам семинара!!!!!!!!!! Было очень интересно, многое взяла на заметку!
    "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни... "
    К.Д.Ушинский

    ОтветитьУдалить